+7 (495) 799-37-57
Архитектурное проектирование и дизайн интерьеров в Москве
Работаем с 2003 года в Москве, проектируем по всему миру
Перейти к контенту


Стиль хай-тек в дизайне интерьеров и архитектуре


В семидесятые годы двадцатого века в архитектурном проектировании зданий сформировалось новое эстетическое направление – стиль «хай-тек», черпавший свое вдохновение в развитии технологий.
Возникший под впечатлением от успехов технического прогресса, хай-тек исповедовал полное перерождение и обновление архитектурного языка и выражал себя в отражении века «высоких технологий» и освоения космоса в облике общественных зданий. Кроме того, хай-тек - последний в двадцатом веке этап, подаривший архитектурному искусству новые формы. Этап, который был начат еще конструктивистами в двадцатые годы, продолжен структуралистами аж в шестидесятые и, наконец, триумфально завершился с окончательным формированием стиля хай-тек.

В отличие от родственных ему конструктивизма и структурализма, выражающихся в конструкциях на основе стекла и железобетона, хай-тек ориентировался на использование металлических конструкций в паре к стеклу. Он отличался демонстративным, кричащим супертехницизмом в дизайне интерьеров, когда функциональное использование инженерных систем, как правило скрытых от зрителя, перерастало в декоративно-театрализованное, зачастую с элементами преувеличения и даже иронии, средство выражения пространства.



При перепечатке ссылка обязательна! *© Associated Architects BERGS* Незаконное копирование авторских материалов преследуется законом!
Дизайн выставочных залов в стиле хай-тек
Дизайн интерьеров офисов в стиле хай-тек
Дизайн-проекты интерьеров общественных помещений в стиле хай-тек


Хай-тек так же отличается тем, что весьма активно задействует в архитектурной композиции здания его оборудование – воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Распространенная на промышленных предприятиях технологическая практика маркировать эти системы различными цветами, была взята хай-теком на вооружение и стала эксплуатироваться уже в исключительно декоративных целях.


Однако главным отличительным признаком хай-тека в работе с несущими конструкциями стало массовое использование стержневых элементов с закрытым сечением, вроде труб с круглым или прямоугольным сечением. Отчасти подобное решение используется больше в эстетических целях, нежели в практических, чтобы подчеркнуть «технический» мотив общей композиции здания. Подобный вариант, например, нашел отражение в здании мюнхенского банка.

И все же, помимо прочего, хай-тек характеризуется в большей степени подчеркнутой внешней модернизацией зданий, их особенным, технологическим силуэтом, цветом и фактурой фасадов, разнообразию которых способствовал прогресс в разработке наружных металлических ограждающих конструкций. Классический пример такого здания – берлинский Конгресс-халле. Здание своим силуэтом напоминает корабль, что стало возможным благодаря алюминиевым наружным стенам и обустройству в них своего рода светопроемов, похожих на корабельные иллюминаторы. Внешняя среда, все элементы благоустройства двора у здания Конгресс-халле, так же вписываются в общую хай-тековую картину. Декоративная скульптура, странно похожая на связку алюминиевых колбас, нашла свое место перед зданием и иронично контрастирует с его подчеркнуто строгими, геометричными формами.

Пожалуй, одним из самых неоднозначных, но в то же время, знаковых работ в жанре хай-тек стал один из ранних его представителей – Центр искусств имени Ж. Помпиду в Париже. Возведенный в 1972-1979 годах, Центр искусств производит странное впечатление. Многие принципы хай-тека в нем доведены до абсурда, четкость формы утеряна в частности из-за вынесения на фасад огромного количества окрашенных в разные цвета трубопроводов и инженерных систем, ну и наконец, решающий удар по целостности композиции наносит прозрачная пластмассовая труба с эскалатором, размещенная по диагонали вдоль главного фасада. Столь обильное вынесение на первый план всех систем здания создает впечатление организма, вывернутого наизнанку.
Впрочем, дальнейшее развитие стиля как раз выражается в соперничестве между типажом Конгресс-халле и парижским Центром искусств – своего рода битва между ясностью и излишним усложнением.

По пути Центра искусств, например, пошел проект здания страховой компании Ллойда, в районе Сити, в Лондоне, автором которого был Роджерс. В этом, впрочем, нет ничего необычного, ведь Роджерс был одним из создателей того парижского Центра имени Помпиду. Простое прямоугольное здание страховой компании обросло таким количеством наружных лестниц и сооружений под лифты и коммуникации, что слегка гротескно выглядит среди Сити, забитого историческими постройками.
Примером работы во втором направлении является высотное офисное здание корпорации Шанхай-Гонконг в Гонконге, построенное в 1986 году. Четкий структурный образ, свободная планировка этажей, и элегантность фасада, сохраненная несмотря на значительное преувеличение сечений несущих конструкций (как того требует дух хай-тека) контрастирует с некоторой аморфностью силуэта Центра искусств и компании Ллойда, а нарочитая техничность ассоциируется с установкой для запуска ракет. Что, в общем, изначально и ожидалось от сооружений в этом стиле.

Подобная ассоциация, кстати, отнюдь не случайна, так как сам создатель проекта, Форрестер, признается, что при работе вдохновлялся идеями, лежащими не только в традиционном строительстве. Он опирался на опыт групп, работавших над самолетами «Конкорд», практику создания мостов, выдерживающих такую нагрузку, как движущийся танк, разработки фирм, специализирующихся на авиастроительстве.
Уже в девяностых Форрестер продолжил работу в этом направлении, создав проект башни Миллениум в Лондоне, офис банка во Франкфурте-на-Майне.

И в итоге, к концу девяностых годов, именно четкость форм и конструкций становится ведущим направлением в хай-теке. Даже Роджерс оставляет усложненные композиции, прежде близкие ему, и уходит в это направление, где создает одну из самых значимых своих работ – здание Европейского суда по правам человека, в Страсбурге, построенное в 1997 году. Ассиметричное здание, обладающее четкой, легко читающейся формой, лишенной назойливой расплывчатости и перегруженности деталями, свойственной ранним работам Роджерса, оно отлично вписывается в окружающее его пространство, да и к тому же не контрастирует своим видом с назначением и смыслом строения. Облик здания оживляется благодаря введению в конструкцию цвета – связи на фасадах, обозначенные ярко-красным цветом, визуально согревает холодный алюминиевый блеск облицовки.

Таким образом, можно сказать, что к началу нулевых хай-тек очертил свой стиль – четкость форм и явственная технологичность всего снаружи и внутри здания. Иными словами, стал, наконец, таким, каким планировался изначально, завершив свое долгое путешествие, сдобренное поисками идеального облика.



При перепечатке ссылка обязательна! *© Associated Architects BERGS* Незаконное копирование авторских материалов преследуется законом!
Требования к перепечатке текстов и использованию изображений этого сайта
Телефон: +7 (495) 799-37-57
Associated Architects BERGS © 2003 - 2017
Россия, г. Москва, ул. Маросейка, д. 10
OOO "Арxитектyрное партнерcтво БEPГC" и группа кoмпаний
Назад к содержимому