Век правления Людовика XIV во Франции оставил нам прекрасные образцы дворцового и паркового строительства. Архитектура классицизма освобождается от дробности и «многотемности» барокко.
На смену «беспокойным» барочным строениям приходит единое волевое начало в архитектурной композиции. В архитектурных проектах осподствует главная ось, которая подчиняет себе все здание и прилегающие пространства.
Именно таков фасад королевского дворца Лувра в Париже и Версальского дворца. Самая протяженная Мраморная галерея Версальского дворца (архитектор Мансар) достигает 79 метров. Окнам на одной стороне ее отвечали зеркала с другой стороны.
Версальские залы с их стенами с сетками оконных переплетов, богатой декорацией, скульптурой, тяжелыми люстрами не производили впечатления уютного жилья. Они подавляли роскошью и парадной пышностью.
Огромный парк перед дворцом был разбит Андре Ленотром и занимал почти три километра в длину. С балкона и из окон дворца он открывается во всей своей красоте. Прямо от дворца простиралась широкая Королевская аллея. Она вела к фонтану Аполлона и завершалась широким каналом. В летние вечера солнце заходило в Большой канал, что отразил на своих картинах Лоррен.
Огромное пространство дворцов и парка было заполнено строго геометрическими формами. Мрамор зданий, листва, каналы, фонтаны – все ограничивалось четкими плоскостями. Даже деревья и кустарники были подстрижены в форме кубов, конусов, цилиндров.
Принципы классицизма продолжает развивать Жак Анж Габриэль – крупнейший французский архитектор XVIII века. Им завершается планировка центра Парижа. Гигантская площадь постепенно заполняется Лувром, площадью Согласия, проспектом Елисейских полей, дорогой в Версаль. Площадь Согласия – образец открытой площади, ограниченной кроме симметричных корпусов лишь пространством реки Сены и широкими лентами парков. Логика и четкость городского строительства во Франции XVII-XVIII веков символизирует победу нового мышления над беспорядочным строительством средневекового города.
Крупнейшее произведение архитектуры классицизма – церковь святой Женевьевы в Париже. Она была спроектирована Жерменом Суфло. Позже она была перепланирована в Пантеон – место погребения знаменитых людей Франции. Пантеон – центральнокупольное сооружение сурового строгого вида. Это одно из самых прекрасных зданий Парижа с простыми четкими формами, красивым коринфским портиком, мастерски найденным силуэтом.