+7 (495) 799-37-57
Архитектурное проектирование и дизайн интерьеров в Москве
Работаем с 2003 года в Москве, проектируем по всему миру
Перейти к контенту


О выборе стиля загородного дома


Муза зодчества.
Если она существует, то приводит её с собой заказчик.

Россия всегда поражала стремительностью перемен. Но происходящее в последние годы даже для нее необычно. И касается это не только политики и экономики. Сознание людей, уровень их осведомленности, адаптация к переменам тоже меняются буквально на глазах.
Еще пятнадцать лет назад человека, решившего построить загородный дом, приходилось долго (и не всегда успешно) убеждать, что осуществление замысла нужно начинать с тщательной разработки архитектурного проекта. Это вызывало искреннее непонимание. Зачем? Ведь можно все объяснить строителям, они люди опытные. Многие из этих заказчиков оказались заложниками своей неосведомленности и теперь весьма сожалеют об ошибках.


При перепечатке ссылка обязательна! *© Associated Architects BERGS* Незаконное копирование авторских материалов преследуется законом!
Архитектурный проект загородного дома в стиле ар-деко
Архитектурный проект загородного дома
Архитектурный проект загородного дома в стиле минимализм

Выбираем стиль архитектурного проектирования загородного дома


Потом пошла волна тех, кто кое-где побывал, и хотел загородный дом, как в Америке или Канаде. В качестве образца привозили картинки из журналов и фотографии. Убедить их, что это не лучший и, главное, чужеродный для России пример, было столь же трудно, как и в первом случае. Разница в климате и облике ландшафта еще куда ни шло. Главное, что это недостойно подражания: архитектурный ширпотреб, «китайщина» самого низкого уровня — востребован более полувека.

Архитекторы по приказу свыше проектировали пресловутые «хрущобы», пятиэтажки для сельских жителей, почти насильно переселяемых из «неперспективных» деревень в поселки и многое другое, что не требовало ни таланта, ни вдохновения. И еще. Представление о мировом уровне архитектуры, ее лучших образцах было у многих специалистов чисто теоретическим. Редкие счастливчики, побывавшие в составе делегаций за границей, могли полюбоваться творениями великих зодчих. В распоряжении остальных были черно-белые альбомы и учебные диафильмы сомнительного качества. Не могло быть и речи, чтобы воочию увидеть великие творения Палладио, Райта, Гауди, Гимара. Хотя потенциал познаний не только в архитектуре, но и в смежных областях, общий уровень культуры всегда был высок и требовал выхода. Зажатая в подсознание тяга к проектированию искала реализации и выливалась в какие-то фантазии на архитектурные темы, рисунки, эскизы или живописные полотна. В них авторы будто пытались удержать зыбкое видение города-призрака.

В тот же период в Америке, шло массовое строительство частных домов. Проектирование тоже было поточным, типовым. До сих пор наши граждане привозят пухлые тома таких проектов, где все абсолютно безлико, один дом от другого отличается разве что чуть передвинутой стенкой. В архитектурном плане это ничуть не лучше наших пресловутых пятиэтажек. Поэтому ссылка на заморские проекты массового производства вызывала у наших специалистов вполне понятное чувство.
Они пытались направить интерес заказчика в другую сторону, не жалея времени и сил на ликбезовские беседы. Лучше всего получалось, если вместе ехали куда-нибудь в подмосковную усадьбу. Созвучие среднерусскому ландшафту, благородная простота и разумность пропорций, как правило, без всяких слов убеждали: не надо подражать Америке или Канаде — там своя культура, а наше родное, отечественное ничуть не хуже, надо только уметь вглядеться в эту красоту и принять ее.
В тот период у архитекторов появилось несколько интересных проектов в своеобразном, русско-купеческом стиле: дома основательные, солидные, будто спроектированные для персонажей «Приваловских миллионов».

При перепечатке ссылка обязательна! *© Associated Architects BERGS* Незаконное копирование авторских материалов преследуется законом!
Архитектурный проект загородного дома
Архитектурный проект загородного дома
Архитектурный проект загородной усадьбы


Выбор образца архитектурного проекта для проектирования загородного дома


Теперешний заказчик образован, начитан, многое повидал, но абсолютно лишен наивной восторженности перед заграницей. Он не только может грамотно сформулировать свои пожелания, но и готов показать понравившийся образец. Вместе мы отправляемся в поездку по городу и заказчик просит остановиться перед зданиями Шехтеля, Кекушева, архитекторов этой школы. Надо ли говорить, как высоки и достойны эти примеры.
Ясно, что речь идет не о слепом копировании, не о «списывания» с поправившегося образца, а лишь о стилевых пристрастиях, определенной манере, в которой видится будущий архитектурный проект загородного дома. Конечно, так работать значительно интереснее, хотя задачи становятся все сложнее. Как ни странно, опыт того давнего рисования «для себя», как ежедневные гаммы для музыканта, оказался весьма полезен. 

Выработалось безукоризненное чувство стиля, появилась способность ощущать его и в целом, и в деталях. Это позволяет понять пожелания заказчика, даже когда он сам затрудняется их сформулировать. Для президента очень крупной фирмы нужно было спроектировать загородный дом. Поиски длились долго, пересмотрено было много альбомов. «Шеф не любит вычурности,» — говорили в одном случае. «Это не для него — много деталей,» — говорили в другом. И вот, наконец, альбом Райта. «О, это подходит идеально. В этом стиле и будем работать». Так появился проект респектабельного особняка: простого, солидного, красивого, как человек, достойным делом добившийся успеха.
Это Райт? Нет, конечно.
Скажем так, вольные вариации на архитектурную тему, заданную Райтом. 
Подобным образом рождался и проект в стиле французского ар-нуво. Заказчик долго затруднялся сформулировать свои пожелания. В конце концов он сказал: «Пусть будет не похоже на то, что построено в округе». Архитектор предложил заказчику стиль, в котором построено несколько домов в Гаграх и в Париже, — начало века, французский архитектор Гектор Гимар. Стиль легко узнаваемый, но не имеющий точной «этикетки», названия, под которым фигурирует у специалистов: одна из ветвей модерна и ар-нуво.
Любопытно, что в результате родился архитектурный проект, в котором абсолютно ничего нет французского. Как тут не провести аналогию с ребенком, который, унаследовав черты родителей, а иногда и бабушек-дедушек, имеет все равно иную, только ему присущую индивидуальность.

Каким будет следующий этап отношений архитектор — заказчик, пока сказать очень трудно – Россия всегда была непредсказуема. Но может быть этим и интересна?

При перепечатке ссылка обязательна! *© Associated Architects BERGS* Незаконное копирование авторских материалов преследуется законом!
Требования к перепечатке текстов и использованию изображений этого сайта
Телефон: +7 (495) 799-37-57
Associated Architects BERGS © 2003 - 2017
Россия, г. Москва, ул. Маросейка, д. 10
OOO "Арxитектyрное партнерcтво БEPГC" и группа кoмпаний
Назад к содержимому